04.12.2015 г. Круглый стол «Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьников»

4 декабря 2015 года в рамках Городских Рождественских образовательных чтений на базе МБОУ «Средняя школа № 40» города Смоленска состоялся Круглый стол «Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьников». Организаторами мероприятия выступили Управление образования и молодежной политики Администрации города Смоленска в лице менеджера-методиста информационно-методического отдела, Председателя Совета Ассоциации православных педагогов Ю.В. Викторенко, Смоленская Православная Духовная Семинария в лице руководителя отдела по научной и учебно-методической работе, кандидата педагогических наук Л.Н. Урбанович, МБОУ «СОШ № 40» в лице директора, кандидата педагогических наук И.В. Новиковой.

В работе Круглого стола приняли участие учителя русского языка и литературы, учителя истории и обществознания, истории православной культуры земли Смоленской, руководители методических объединений всех школ Смоленска, студенты и преподаватели Смоленской Православной Духовной Семинарии.Педагогический форум открыла И. В. Новикова представлением визитной карточки своего учебного заведения и пожеланиями участникам плодотворной работы.

Центральным событием мероприятия стали открытые уроки. Урок истории для учащихся 10-11 классов на тему «XX век глазами современников» провел учитель истории средней школы № 1298 г. Москвы, студент Смоленской Православной Духовной Семинарии П. П. Галанюк. Урок внеклассного чтения в 5 классе «Жизненные ценности» (по рассказу Б. Ганаго «Машенька») провела учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 40» С. А. Биричевская.

Круглый стол начался с обсуждения уроков и основных вопросов в рамках заявленной темы. Модератором Круглого стола выступила Ю. В. Викторенко, которая определила следующие темы дискуссионной площадки: духовно-нравственный потенциал уроков истории и литературы в формировании личности учащегося, особенности формирования ценностного отношения к истории Отечества, раскрытие ценностно-смыслового содержания понятия «успешный учитель», роль учителя в духовно-нравственном воспитании школьников.

Презентуя проведенный урок в 5 классе, С. А. Биричевская отметила, что стремится каждое занятие сделать уроком доброты, научить детей на примере произведений делать нравственный выбор, оценивать свои поступки. Коллеги, присутствующие на открытом уроке, отметили, что учителю удалось достичь поставленной цели и показать на примере конкретного урока воспитательные возможности произведений русской литературы. Учителя вспомнили имя замечательного педагога из Санкт-Петербурга Е. Н. Ильина, который называл уроки литературы «уроками человековедения», а рассмотрение произведения считал поводом для разговора о том, что волнует ребенка, возможностью затронуть душу и сердце ученика.

В ходе обсуждения открытого урока истории П. П. Галанюк поделился концептуальной идеей своей педагогической деятельности. Он отметил, что принципиально важным для него является то, что урок призван стать встречей ученика с учителем (двух личностей, которые взаимно обогатят друг друга), ученика с историей, которая тоже в итоге является встречей с людьми. И подытожил свое выступление П. П. Галанюк словами В. А. Жуковского: «Просвещение в истинном смысле есть всеобъемлющее знание, сопряженное с нравственностью».

Особое место в обсуждении было отведено тем нравственным открытиям, с которыми дети ушли с уроков. Уроки не оставили равнодушными учеников и 5 класса, и старшеклассников. На этапе рефлексии были сформулированы основные выводы, уроки, которые были вынесены.

Участники Круглого стола обратили внимание на тот факт, что православные христианские ценности, христианская нравственность является фундаментом, который, несмотря на потрясения и перемены, позволяет созидать личность ребенка и сохранить Отечество.

Обобщая дискуссию Л. Н. Урбанович в своем выступлении на тему «Роль учителя в духовно-нравственном воспитании школьника», обратила внимание присутствующих на важность внутреннего мира педагога, его мировоззрение и собственные убеждения, поскольку учитель может дать ученикам только то, что он сам имеет. Докладчик подчеркнула, что только личность может воспитать личность и учитель, будучи сам высоконравственным человеком, может воспитать духовно богатых и нравственных учеников. Л. Н.Урбанович напомнила, что миссия учителя очень высока и ответственна, т.к. нравственное состояние общества определяется его учителями.

В заключение Ю. В. Викторенко подвела итог проведенному мероприятию, которое по словам присутствующих, было интересным, полезным и содержательно насыщенным. Источник