16-17.03.2016 г. Городские школьные Литературные чтения

16 марта 2016 года в г. Смоленске начали свою работу ежегодные городские школьные Литературные чтения. Они проходят уже больше десяти лет и каждый год посвящены какой-нибудь теме. Тема этого года – «Поиски духовно – нравственного смысла в произведениях русских писателей и поэтов».  Работа проходила в нескольких секциях: «Литературный час духовной поэзии», «Художественное слово» (выразительное чтение прозы),  «Конкурс риторов», «Православная секция», «Литературоведческая секция»

Рассказать о работе городских Литературных чтений  мы хотим через видение всех  участников этого большого мероприятия: организаторов, членов жюри и, конечно же,  школьников.

Православная секция

Член жюри – Пятченков М.В., учитель средней школы №16:

«В наше время, когда подавляющее большинство современного общества безразлично ко всему, кроме собственных житейских забот, остро встает вопрос о пробуждении национального самосознания. Русский человек начинает осознавать, что он частица той великой духовности, которая опирается на самую большую твердыню – Православие. Отсюда и пробуждающийся интерес к прошлому, к истории нашего Отечества, к ее святыням и подвижникам благочестия. 17 марта 2016 года на базе Смоленской областной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского в рамках городских Литературных чтений работала православная секция.Чтения проводятся ежегодно, и уже три года ученики города Смоленска готовят проекты и исследовательские работы для православной секции. В 2016 году православная секция была посвящена преподобному Герасиму Болдинскому. Большой интерес школьники проявили к жизни и служению Евфросинии Полоцкой, о которой было подготовлено много интересных работ в рамках международного проекта «Евфросиния – просветительница Руси».

Открыла работу секции председатель Ассоциации православных педагогов Смоленской области, менеджер-методист управления образования Администрации города Смоленска Юлия Викторовна Викторенко. Она поприветствовала участников чтений, педагогов, представила членов жюри и гостей: настоятеля храма Живоначальной Троицы в селе Мушковичи (подворье Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря) иерея Иоанна Терентьева и председателя Совета Ассоциации православных женщин (международная общественная организация) Людмилу Петровну Азаренкову.

Отец Иоанн ответил на вопрос, которым задается, наверное, каждый человек: «Зачем люди уходили от мира в монастырь? Любя Господа и совершая молитву, человек понимает, что в миру душа и тело расслабляются. Создавая монастыри, обращаясь к Богу с молитвой, преподобный Герасим собирал вокруг монастырей  людей, он собирал нашу землю. В те времена и сейчас так же собирается земля молитвами подвижников».

Людмила Петровна поделились с ребятами своими впечатлениями о пребывании в Болдинской обители и о строительстве монастырского подворья в деревне Мушковичи Ярцевского района Смоленской области: «Строился храм и по кирпичикам складывалась моя душа, так как тогда еще я была невоцерковленной. В Болдинской обители, кажется, все по-другому: там воздух другой, там по-другому цветут цветы, там по-другому плодоносят деревья. Не так, как везде. Кажется, что внутри стен этого монастыря все живое. И такое чувство, что преподобный Герасим там всем руководит».

Выступления учеников были глубокими, интересными и познавательными. Ребята представили прекрасные проекты о жизни и молитвенном подвиге преподобного Герасима Болдинского, о ныне не сохранившемся Борисоглебском монастыре, о последнем архиепископе Смоленщины Серафиме (Остроумове), принявшего мученическую смерть в годы богоборчества. Особенный интерес вызвали работы о просветительнице Руси, святой XIIвека Евфросинии Полоцкой. Юные исследователи рассказали много интересного о преподобной, о том, как под ее руководством создавались обители, строились храмы. Важно отметить, что важная христианская реликвия – моленный Крест Евфросинии Полоцкой  ̶  в XIII веке был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск и долгое время находился в нашем городе.

Все участники чтений отметили важность изучения жизни святых, житийной литературы, ведь жизнеописания подвижников христианской веры всегда дидактичны, поучительны и, кроме того, отражают историческую реальность эпохи, в которую жил тот или иной святой».


 Панкова Дарья, ученица Гимназии №1 им. Н.М. Пржевальского г. Смоленска:P1240029

«17 марта 2016 года мне предоставилась возможность посетить секцию православия в Смоленской областной библиотеке имени Твардовского. Честно признаться, я очень люблю Болдинский монастырь, и то, что защита докладов о Ефросинии Полоцкой была совмещена с защитой докладов о Герасиме Болдинском, стало для меня настоящим подарком! Узнать такое количество информации о двух известных святых -настоящая чудо! Помимо новой информации об их житии, я познакомилась с новыми методами исследования, с тем, какие продукты проекта могут быть. Единственное пожелание -это просьба провести такое душевное мероприятие в 2017 году. Премного благодарна организаторам и участникам. Удачи и успехов в нелегком деле-исследовании!»


 Мария Данилова, ученица средней школы №30 г. Смоленска:

«Мне представилась возможность изучить материал о Преподобном Герасиме, Болдинском Чудотворце, и рассказать о его жизненном подвиге, послушать других выступающих, которые открыли мне мир духовности, мир жизни Ефросинии Полоцкой. Деяние  этих святых- это яркий пример служения людям. Я многое открыла для себя о назначении человека, прикоснулась к основам духовных ценностей через рассказы о Преподобном Герасиме, Болдинском Чудотворце, и Ефросинии Полоцкой. Теперь мне понятно, почему человек всегда нуждается в духовной поддержке и где ее можно получить. В наше время так важно оглядываться назад на свою историю, на жизнь святых, которые посвятили всю свою жизнь благому делу, потому что это для всех нас уроки высокой нравственности и человеколюбия»/


Никита Якушев, ученик средней школы  №34 города Смоленска:

«Безусловно, изучая жизнь Герасима Болдинского, я обрел огромный опыт для себя. Меня приятно удивило, что большинство опрашиваемых в моем исследовании, а это и учителя, и ученики, в своих ответах часто упоминали слово «доброта».

Вот чего действительно не хватает в наши дни! Возможно, именно это все пытаются найти внутри себя, внутри кого-то… Лично для меня это качество стоит в одном ряду со смирением, трудолюбием, любовью и т.д. Т. е. с теми качествами, к которым нужно упорно стремиться. «Красота спасет мир», — сказал Достоевский. А я бы хотел еще добавить слово «доброта», ведь если бы мир стал хоть немного добрее, ему уже бы точно ничего не грозило. Доброта сделала бы наш мир прекраснее».


 Якушева Татьяна Валентиновна, мама Никиты Якушева:

«Спасибо учителям, которые вместе с нашими детьми готовили исследовательские проекты  для участия в работе православной секции, они проделали огромную работу. Очень надеюсь, что это пусть и робкие, но всё же шаги к Господу!

Я читала ответы детей, которые мой сын анализирует в своей работе по Герасиму Болдинскому. Меня поразило, что наши дети среди качеств, которыми хотели бы походить на преподобного Герасима, выделяют ДОБРОТУ. Получается, что нашим детям не хватает самого простого».


 Бикмаметьева Регина, ученица средней школы  №34:

«Мне понравилось участвовать в православной секции в рамках городских Литературных чтений. Это мой первый опыт выступления на таком уровне, поэтому я немного волновалась. Но выполнять саму исследовательскую работу о Евфросинии Полоцкой было очень интересно. Узнать о самой святой, о ее делах, образе жизни, о ее подвигах, о любви к Богу. Интересно искать необходимый материал для исследования и литературу, проводить социологический опрос и обрабатывать результаты, находить связь между святой преподобной Евфросинии Полоцкой и современными женщинами — ктиторами.

В ходе исследования  меня удивило то, насколько сильной может быть женщина, что для женщин нет никаких преград, даже в таком трудном и благородном деле, как строительство храмов».

Секция «Литературный час духовной поэзии»

Член жюри – Авхимович В.В., учитель «Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского»:

«Секция «Литературный час духовной поэзии» представляла собой вовсе не  поэтическое соревнование учащихся 9-11 классов. Через вдохновенные строчки ребята пытались донести до всех присутствующих своё понимание духовности, нравственных основ. Без преувеличения можно сказать, что каждое выступление было необыкновенно ярким и запоминающимся. Любое произведение, пропущенное через сердце, обязательно достучится и до других сердец. Именно так происходило и сегодня. Горящие светом детские сердца, необыкновенно глубокое понимание произведений вместе образовали удивительный унисон.

В своих выступлениях-размышлениях ребята соединили воедино авторов трёх столетий: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, М. Волошина, Н. Гумилёва, Д. Мережковского, В. Набокова, С.А. Есенина, К. Бальмонта, Б. Окуджаву, Э. Асадова, Н.И. Рыленкова, С. Копылову, иеромонаха Романа и др.

Приятным моментом было осознание того, что современные школьники интересуются творчеством смоленских православных писателей (звучали стихи из недавно вышедшего сборника Веры Сухановой), вместе с педагогами открывают новые имена (например, Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой).

Искренность, тепло, поиски, сомнения, удивление, стремительность, любовь, ненависть, счастье – вот далеко не полный перечень тех чувств, которые юные исполнители дарили миру и жюри. Спасибо всем участникам за колоссальный творческий импульс!»

Онучина Анастасия, ученица 10  класса  средней школы № 27 им. Э.А. Хиля  города Смоленска:

«16 марта в  стенах гостеприимной школы  № 3 проходили городские Литературные чтения  «Поиски духовно – нравственного стержня в произведениях русских писателей и поэтов».

Почувствовать особую, проникновенную атмосферу Литературных чтений  помогло замечательное приветственное слово, с которым обратились к собравшимся учащиеся школы № 30.

Я выступала в секции  «Литературный час духовной поэзии».  Мне было очень интересно слушать как  те стихотворения, которые я уже знала, так и те, которые слышала впервые.

Жаль, что не было возможности послушать ребят из других секций, которые читали прозу и участвовали в конкурсе риторов.

После окончания мероприятия мы с некоторыми участниками еще долго обсуждали не только прослушанные произведения и выбранные темы, но делились впечатлениями от их великолепного прочтения. На мой взгляд, благодаря этому конкурсу, в душе каждого из нас стало намного светлее».

Секция «Художественное слово»

 

Викторенко Ю.В., менеджер-методист управления образования и молодёжной политики:

«Удивительное чувство не покидало членов жюри на протяжении всей работы секции. По их собственному признанию, им казалось, что они на два часа погрузились в атмосферу самого настоящего театра! Участники номинации должны были выразительно прочитать отрывки из художественных произведений русской литературы, соответствующие заявленной теме Литературных чтений. Сколько интересного можно было почерпнуть из этого калейдоскопа живых и интересных зарисовок!

Истинная литература оттого и бессмертна, что способна распахивать сердца навстречу прекрасному, что – привычная, знакомая – таит в себе вечно первозданное, никогда не изведанное.

Перед членами жюри стоял непростой выбор…

Слушая учеников, которые читали прозу, они чувствовали их искренность. Ведь настоящее чтение – увлекательнейшее занятие, диалог читателя с автором, труд, приносящий радость творчества. И многие из ребят смогли передать это чувство».


 Сулейкин Сергей, учащийся 10 А класса средней школы №17:

«Мне уже не первый раз приходится принимать участие в городских  Литературных чтениях. К конкурсу (номинация  «Художественное слово») я готовился, как и многие ребята, достаточно серьёзно, потому что понимал, что соревнование будет непростым. Меня переполняли эмоции, мне было интересно наблюдать за выступлениями других (нужно отметить, что некоторые ребята -настоящие актёры). Конечно, волновался: хотелось победить, а конкуренция была серьёзная.

Мне очень понравился этот конкурс, и я считаю, что он должен продолжаться. Такие мероприятия дают возможность собраться вместе многим талантливым людям, поделиться  опытом и реально оценить свои способности, а также  помогают развить свой талант».

Конкурс риторов

Член жюри – Панкова А.В., учитель средней школы №40:

«Среди учащихся школ города состоялся конкурс ораторского мастерства в рамках ежегодных Городских литературных чтений.

Участники конкурса должны были создать публичную речь, построенную по законам ораторского искусства. Юные риторы продемонстрировали умение выделять основную мысль высказывания, способность импровизировать, удерживать внимание аудитории, выстраивать доказательную базу, приводить примеры, отстаивать собственную точку зрения. Русская пословица гласит: «Кто говорит — тот сеет, кто слушает — тот собирает». Полагаю, каждый человек из аудитории, побывавший на этом конкурсе, что-нибудь да собрал именно для себя.

Поздравляем всех ребят с участием в конкурсе и желаем им дальнейших побед на поприще ораторского искусства!»

 Литературоведческая секция

Член жюри – Суббот Н.А., учитель литературы средней школы №33:

«Сегодня принято считать, что мировая и русская классическая литература абсолютно не востребована молодежью. Духовные искания Пьера Безухова и нравственные терзания Раскольникова им совершенно незнакомы. Проведенные 16 марта Городские Литературные чтения, к счастью, опровергли это утверждение. Представленные на конкурс литературоведческой секции проекты вызвали приятное удивление не только у членов комиссии,  но  и у всех участников и гостей. Старшеклассники доказали, что им близка и дорога духовно-нравственная литература, они читают ее осознанно и проникновенно. Каждое выступление было пронизано чувством сопричастности к происходившим в анализируемых произведениях событиям. Казалось,  все участники  вместе героями книг искали духовно-нравственный стержень. Именно этой теме и были посвящены Литературные чтения. Благодаря такой атмосфере,  серьезный и значимый конкурс превратился в мероприятие очень проникновенное, весомое, воспитывающее интерес к литературе, создающее творческую атмосферу сотрудничества, формирующее активную жизненную позицию, высокие нравственные качества учащихся. В затруднительном положении оказались лишь члены жюри: им нужно было  выбрать все-таки самых лучших. Огромное спасибо всем участникам, которые представили на конкурс очень интересные и содержательные исследовательские проекты».


Полный фотоотчёт смотрите здесь: