29.02.2016 г.

Творческая мастерская «Воспитывать сердце сердцем»

29 февраля в средней школе №19 имени Героя России Панова была проведена творческая мастерская «Воспитывать сердце сердцем» в рамках постоянно действующего семинара по проблеме духовно-нравственного воспитания «Обучая, мы общаемся и воспитываем». В рамках этого семинара был создан проект «Поезд творческих идей». Встреча в школе №19 — это очередная «остановка», на которую прибыли наши учителя, преподающие историю православной культуры земли Смоленской. Эта встреча проходила в форме творческой мастерской, которую вела Москалёва Светлана Викторовна. Учителя города, собравшиеся в светлом и уютном кабинете, творили вместе с детьми.«БОГ дал нам плоть — вот церковь наша,

Где вечный огонь горит в крови;

ДУША – алтарь в нём, СЕРДЦЕ – чаша

С елеем веры и любви».

Эти слова явились своеобразным эпиграфом к уроку. Весь урок ребята и учителя через работу в группах шли к наполнению СЕРДЦА-чаши.

— Что выбросить из сердца, от чего избавиться?

— Чем заполнить наше сердце?

— Как воспитывать сердце?

Это те вопросы, над которыми работали все: и ученики, и гости. Лукавство, хитрость, лицемерие, ложь, зависть, ненависть – вот далеко не весь набор качеств, от которых нужно избавляться, по мнению учеников.

Через чтение отрывков из рассказов «Сашина философия» притоиерея Лесняка Алексия, «Доктор Янсен» Бориса Васильева, «Большое сердце» Александра Естиславовича Суворова  и обсуждение поступков главных героев приходило понимание того, по каким законам они живут, что наполняет их сердца?

 Чем же заполнить своё сердце?

«Добром, любовью, смирением, кротостью, милосердием, терпением, верой…» — записывали в своих тетрадях ребята.

Ещё один интересный вид работы, через который ученики приходили к пониманию того, как же Вос-питывать сердце?

Учителем для обсуждения были предложены различные высказывания: митрополита Антония Сурожского,  Симеона Афонского, Исаака Сирина и др.

«Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным и богатым,  достаточно быть добрым»,- к такому выводу пришли ребята к концу урока, подтвердив этот вывод примерами из жизни и литературы. К ним присоединились учителя, которые тоже работали в группах, поделившись своим жизненным опытом

И когда Светлана Викторовна предложила в качестве итога нарисовать доброту с чистым сердцем или написать о сердечной доброте, то предела полёта творческой мысли не было. Каждый удивлялся происходящему с ним по-своему:  это были творческие работы,  рисунки, наполненные красотой, добротой…

А ещё был замечательный фильм «Форпост», иллюстрирующий любовь в действии.

В этот день в классе мы видели учителя-скульптора, который лепил из ребят  замечательный слепок. Мы увидели не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство духовного храма, как бы  пафосно это не звучало. Ведь  читая и обсуждая прочитанное, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения.

Иерей Геннадий Дегтяр, приглашённый на урок, обратившись к учителям, отметил, что воспитательная функция, безусловно, — функция родительская, но то, что в последнее время мы всё чаще имеем возможность обсуждать духовно-нравственные темы – это замечательно. И огромную роль в процессе воспитания играет православие.  И это не случайно, поскольку все нравственные нормы основаны на заповедях Божиих. Отец Геннадий  пожелал педагогам мудрости и духовно-нравственного совершенствования, чтобы дети имели возможность брать пример со своих воспитателей, а ещё всем – помощи Божией, веры, надежды и любви.

По окончании работы мастерской менеджер-методист управления образования и молодёжной политики, председатель Ассоциации православных педагогов Смоленской области Викторенко Ю.В. отметила, что главная цель – дать детям духовно-нравственные ориентиры, представления о добре и зле, была достигнута. Только раскрыв собственное сердце, возможно достичь полного и гармоничного общения с коллегами, и только с открытым сердцем возможно понимание детской души.