Ассоциация православных педагогов Смоленской области о подходе к преподаванию предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В настоящее время широко обсуждается вопрос о способах реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в пятом классе.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

1) включение в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (т. е. урок), учитывая при этом региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России;

2) включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей;

3) включение занятий по данной предметной области во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.В этом же письме отмечается, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе. Опыт выбора модуля учебного курса ОРКСЭ в нашем регионе показывает, что в подавляющем большинстве случаев родители выбирают модуль «Основы православной культуры».

Исходя из вышесказанного, считаем, что предметная область ОДНКНР в школах Смоленской области должна реализовываться путем продолжения изучения в 5-м классе учебного предмета «Основы православной культуры».

По нашему глубокому убеждению, это обязательно должен быть урок. Только урочная форма в полной мере позволит достичь результатов, обозначенных в письме Министерства образования и науки России от 25.05.2015 №08-761.

В первую очередь данный курс должен познакомить пятиклассников с традиционной русской культурой, развивающейся более тысячелетия в русле Православия. Именно преподавание через урок должно формировать у детей мотивацию к осознанному нравственному поведению путём усвоения основополагающих принципов нравственности и духовного развития.

Говоря о преподавании предметной области ОДНКНР через включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания (Вариант №2), то на данный момент такой подход оставляет для учителя больше вопросов, чем ответов. Что означает: «включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания»? Возможно, во многих случаях это будет просто отпиской на бумаге по принципу «включения тем, содержащих…»?  Ведь не секрет, что даже при больших образовательных возможностях для учителя возникают сложности в предметной интеграции. В первую очередь потому, что грамотной интеграции нужно обучаться. Это обучение должно быть систематическим и всесторонним, чтобы способы интеграции аспектов православной культуры в дисциплины социально-гуманитарного и эстетического цикла в школьном образовании принесли соответствующий практический результат. Пока говорить об этом в нашем регионе рано.

Важно не просто отрапортовать, что мы всё сделали согласно письму Минобрнауки, нигде не нарушив букву закона, подстраховав себя всевозможными инструкциями. Мы должны давать себе отчёт в том, что если хотим, чтобы духовное, культурное и историческое наследие России стало объединяющим фактором в нашем обществе, в том числе и среди молодежи, то должны понимать, что решение многих вопросов может прийти на уроке через неравнодушного учителя, опирающегося на хороший учебник. Именно предмет должен формировать у детей мотивацию к осознанному нравственному поведению путём усвоения основополагающих принципов нравственности и духовного развития. Поэтому стоит очень ответственно подойти к выбору учебно-методического комплекса.

Поскольку все учебники, допущенные в Федеральном перечне, не в полной мере удовлетворяют православному компоненту, считаем, что следует обратить внимание на учебные пособия, презентация которых состоялась 7 апреля 2016 г. в Смоленской Православной Духовной Семинарии: «Православная культура, 5 класс» (авторы – М.В. Захарченко, В.О. Гусакова и др.), «Родное слово, 5 класс» (автор – протоиерей Борис Пивоваров).

Эти пособия ждут экспертной оценки в ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» для возможного преподавания новой предметной области по ним. Думаем, что именно эти учебники отвечают запросам сегодняшнего дня и будут очень полезны учителю.

У кого-то может возникнуть возражение, что воспитывать можно не только на уроке, но и через внеурочную деятельность. Мы поддерживаем подобное утверждение. Но включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся может быть выбрано только как вспомогательное для реализации Вариантов 1 и 2, т.к. в соответствии с ФГОС ОО предметная область ОДНКНР является обязательной, а внеурочная деятельность осуществляется по выбору участников образовательных отношений.

Именно поэтому считаем, что   реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в пятом классе  через урок – это единственно правильное решение. 

Члены Ассоциации православных педагогов Смоленской области