Почему наше общество так боится слова «нравственность», или нужен ли в школах урок ОДНКНР?

17 марта 2017 года в МБОУ «СШ №17» г. Смоленска состоялась международная межшкольная научно-практическая конференция «Современное образование. Педагог и ученик в творческом диалоге», посвященная проблемам социальной самореализации и профессионального самоопределения детей, творческого развития обучающихся, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников.

Большой интерес вызвала работа секции «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся в школе».

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 33» г. Смоленска Купреева Е.В размышляла на тему «Почему наше общество так боится урока «ОДНКНР». Её выступление вызвало неподдельный интерес и заинтересованное обсуждение.

 Очень просим и Вас присоединиться к нашему разговору и высказать своё отношение к тому, насколько важно преподавание в 5 классе курса Основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР).

Свои комментарии оставляйте ниже.

  Почему наше общество так боится слова «нравственность», или нужен ли в школах урок ОДНКНР?

 Понятие «духовно-нравственное воспитание» и производные от него часто используется нами в жизни. «Нравственная проблематика», «нравственный поступок», «безнравственное поведение». Но почему в последнее время вдруг этого понятия так стали бояться? Не потому ли, что оно заставляет взглянуть на себя по-новому, критически, оценивающе?В феврале 2015 года Святейший Патриарх Кирилл предложил разработать продолжение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ). Оставить преподавание курса только в 4-х классах, по словам Святейшего Патриарха, «значило бы свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников».

Результатом этого предложения стало появление нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР).

В письме Министерства образования и науки от 25.05.20015 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР» читаем: «Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации».

Вокруг данного события разгорелась острая полемика. Общество разделилось на сторонников и противников введения данного курса в школьное преподавание. Форумы заполнили возмущённые и порой даже гневные, отклики родителей, дескать, «школа должна учить математике, русскому, английскому, а то учить нормально не могут, и еще лезут туда, куда не просят. Да еще, наверное, за счет какого-нибудь основного предмета вводят. Я ребенка в школу отдала за знаниями, а не чтобы ему там мозги промывали».

Однако хочется сказать всем этим господам (и родителям, и некоторым коллегам), что основной целью курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) является формирование общечеловеческих ценностей, первоначальных представлений об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.

Возрождение духовно-нравственного воспитания школьников имеет государственное значение. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчёркивается, что «именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося», потому что «ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».

Но даже при этом некоторые считают, что школа должна учить, а не воспитывать. А мне вспоминается статья из Учительской газеты за 2016 год (№17) преподавателя педагогического колледжа Республики Башкортостан Р. Хайрвариной «Не доверяю образованности», где она приводит пример из жизни: «Один директор школы посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу: «Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: как учёные инженеры строят газовые камеры; как квалифицированные врачи отравляют детей; как обученные медсёстры убивают младенцев…Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу Вас: помогайте ученикам стать людьми. Чтение, письмо, математика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ»

Вот и возникает вопрос: так нужен ли нам урок ОДНКНР в школе, который продолжает освоение духовно-нравственной культуры, начатое в начальной школе, и способствует непрерывному нравственному образованию и воспитанию школьников в среднем звене? Ответ очевиден. Если мы сегодня все дружно скажем «ДА», это будет обозначать, что мы готовы взять на себя ответственность за будущее нашего подрастающего поколения.

 

51 thoughts on “Почему наше общество так боится слова «нравственность», или нужен ли в школах урок ОДНКНР?

  1. Уважаемые коллеги! Нам в школе непременно нужен урок ОДНКНР. Должна быть преемственность между четвёртым и пятым классами. Необходимое звено в процессе нравственного воспитания — моральное просвещение, цель которого — сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. Урок-это та форма преподавания, которая способствует повышению статуса предмета, делает отношение к нему более серьёзным.

  2. Урок ОДНКНР нам нужен. 70 лет Советской власти отвернули несколько поколений от православных традиций. Но особый вред нанесли лихие девяностые, плоды которых мы теперь пожинаем. Вседозволенность и невоспитанность — этого не должно быть в цивилизованном обществе. Для современных родителей не знакомы понятия милосердия и добродетели. Не дайте упустить ещё одно поколение! Мы должны на уроке ОДНКНР зажечь огоньки милосердия , чтобы дети продолжили знакомство с православными традициями и стали яркими представителями своей культуры, которая формировалась тысячелетие.

  3. Урок, только урок поможет нам осуществить преемственность между основами православной культуры и ОДНКНР. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» .

  4. Я поддерживаю мнение моих коллег. Нам нужен урок ОДНКНР. Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Только такая форма, как урок поможет нам говорить о серьёзных проблемах.

  5. Я голосую за урок ОДНКНР. Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

  6. Предмет ОДНКНР открыл новые возможности для воспитания детей, их нравственного развития.
    Нравственное развитие школьников является одной из основных задач современной образовательной системы. Любое государство заинтересовано в том, чтобы большинство граждан, воспитанных в духе нравственности, патриотизма, безграничной преданности к своему Отечеству обеспечивали поступательное социальное, экономическое, оборонное и культурное развитие и отстаивали общенародные ценности. Поэтому в условиях социально-экономической нестабильности в Российской Федерации в школьных образовательных учреждениях следует поставить во главу угла нравственное развитие школьников, которое особенно благоприятно в ходе изучения истории православной культуры. Нам нужен урок ОДНКНР.

  7. Уроки ОДНКНР бесспорно являются средством формирования нравственных качеств личности. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи должно осуществляться на основе системной, целенаправленной и согласованной деятельности органов государственной власти, общественных и религиозных организаций. Только урок позволяет нам продолжить развивать то лучшее, что учащиеся узнали на уроках ОПК в 4 классе.

  8. Я считаю, что тут всё предельно ясно и точно высказано. Спасибо Вам, Елена Владимировна, что вы подняли эту тему. Давно ждём, когда вопрос в пользу урока ОДНКНР будет решён. Я — за!

  9. Конечно, школа прежде всего должна воспитывать. Без сомнения, что безумцы те родители , которые считают иначе. Предмет ОДНКНР (только как предмет, а не пресловутые интегрированные уроки) призван решать сложнейшую проблему духовного воспитания в школе.
    А автор статьи — молодец! Так умно и актуально.

  10. Мне кажется, что общество не боится слова «нравственность». Наоборот на всех углах только об этом и слышим. Другое дело — как поступаем. Как-то уже так повелось, что вроде всё понятно и красиво, а на деле …Даже директор везде говорит красивые слова, а час по ОДНКНР не выделила. приходится через факультатив. Но это же совсем другое. Вот и получается, что выступаем за нравственность, а на деле….как всегда. Фарисейство неистребимо

  11. Полностью согласна с коллегой. Мне кажется, те, кто разрабатывали это положение об ОДНКНР (дескать через интеграцию или внеурочку) сделали всё, чтобы вопрос этот свести к нулевому результату. Вроде как порешали наверху, а внизу — ну как получилось. Считаю, что нужно всё-таки через урок ОДНКНР преподавать!

  12. Безусловно Патриарх, как всегда, прав. Мы не можем не продолжить уроки ОПК.
    Только урок ОДНКНР призван сделать это!
    Давайте не дадим свести на нет все усилия, которые были предприняты по духовно-нравственному воспитанию школьников на уроках ОПК.

  13. Я не совсем согласна с коллегой Еленой Ивановной, где она утверждает, что «Для современных родителей не знакомы понятия милосердия и добродетели». Современные родители — тоже разные. Кто-то в безумстве толкает своих детей на конкурс «Голос», и тогда это про них. Но есть и другие, которые озабочены духовным укладом своего ребёнка. Главное, что школа не должна устраняться от воспитания. А урок ОДНКНР в 5 классе и призван решать эти проблемы. Ну как-то так…

  14. Урок необходим. Причем он должен продолжаться как минимум до 9 класса. Нельзя потерять ещё одно поколение. Мы в ответе за этих детей.
    Из поколения в поколение есть тенденция — я этого не знаю, но против.
    Как учитель ИПКЗС уже неоднократно слышала от родителей признание в том, что они удивлялись и возмущались «лишним» предметом, а потом знакомились с учебником, спрашивали у детей о том, что те изучают на уроках и понимали, что были неправы.
    К счастью, проблем с родителями пятиклассников не возникает. Более того, в течение учебного года из других школ пришли четыре ученика из разных школ Смоленска и области, специально спрашивала родителей их мнение о предмете и только позитивные отзывы.

  15. Галина П., учитель литературы и ОДНКНР стаж работы 37 лет

    Вот мы в школе у себя обсуждали, а зачем ввели этот курс, если его можно через внеурочку и интеграцию благополучно «растворить»? И пришли к выводу, а не для того ли, чтобы не допустить в среднее звено предмет «Основы православной культуры»? Так что мы можем сделать здесь, на переднем крае, что называется? Не дать предмет ОДНКНР на откуп всем тем, кто хотел очередной раз хитростью «затереть» доброе дело.
    Только урок!!!

  16. Многие люди говорят о том, что современное общество уже начало морально разлагаться. Молодежь не задумывается над тем, что такое нравственность. Определение этого слова для них совершенно чуждо. И как же можно говорить о том, что предмет ОДНКНР лишний в учебном плане образовательных учреждений!
    Современная молодежь совершенно утратила такие качества личности, как патриотизм и духовность. Для них нравственность – это то, что может помешать свободе, ограничить ее. Зачастую люди готовы совершить любое деяние ради достижения своих целей, совершенно не задумываясь о последствиях для других.
    И если мы сейчас попустительски отнесемся к введению в школах предмета ОДНКНР и не сделаем все, что от нас зависит, то потом исправить все будет гораздо сложнее. Я считаю, что предмет ОДНКНР необходим уже сегодня!

  17. С четвёртого класса в нашей школе по выбору родителей преподаётся предмет основы православной культуры. Это урок, на который дети с радостью идут и сами просят задать домашнее задание. Я считаю, что мы в среднем звене должны продолжить эти уроки. Как по ступенькам: от урока к уроку, от класса к классу формировать духовно-нравственные ценности. Дети, которые после урока приходят к своим родителям, не согласны с асоциальным поведением: они против сквернословия, они против татуировок, они против тех демонических ценностей, которые навязывает нам западная культура. Так давайте поддерживать и лелеять те ростки, которые взошли на уроках православной культуры. Нам нужен урок ОДНКНР, а не другая форма, предлагаемая на выбор.

  18. Уважаемые коллеги! Какая интеграция? Только отдельный урок. Современные дети оторваны от культурных традиций, на которых много веков воспитывались наши православные предки. Нравственность, о которой говориться в статье, ещё жива! На уроке ОДНКНР мы это покажем.

  19. Нужен ли нам урок ОДНКНР в школе? Я думаю, что ответ очевиден! Да! Школа должна помочь маленькому человеку не потерять себя в круговороте современной, к сожалению, полной соблазнов жизни. О нравственности нужно вести разговор на всех уроках, на уроке же ОДНКНР особо! Данный предмет открывает новые возможности в воспитании детей, в их нравственном развитии. И здесь важна преемственность! В идеале хотелось бы, чтобы подобные уроки продолжались до 9 класса. Я уверена, что нам нужен урок ОДНКНР, а не другая форма, предлагаемая на выбор!

  20. Ольга Дмитриевна, учитель русского языка и литературы

    Сколько можно без такого предмета жить и как вообще без него жить можно?! В погоне за технологиями в образовании теряем души… И родители туда же… Видимо, забыли, что просвещение от слова «свет»! Видимо, не знают, что учителя – те самые миссионеры, кто каждый день «вливает» этот свет в души детей, да и пришли в профессию как раз для того, чтобы по миллиметру отвоёвывать эти самые души у тьмы и невежества, пока большинство родителей, в том числе и те, которые «волнуются, что их ребёнок станет человечнее», заняты проблемами насущными?! Странно вообще слышать такое от родителей!!! Видимо, ещё не сталкивались они в тёмных переулках с толпой подростков… Уроки литературы (единственный предмет, который «учил чувствовать» и «оживлял» душу!!!) давно «на алтаре» в угоду другим предметам. И отдельный предмет, отдельный урок, отдельный разговор с «душою» каждого ребёнка, тем более в таком возрасте, – не в этом ли спасение и государства, и общества, и наших детей?! Не в этом ли смысл работы как современного учителя, так и представителей Министерства образования?! Не в этом ли смысл жизни самих родителей?!

  21. Без целенаправленной и планомерной воспитательной работы в области духовного возрождения и сохранения наших ценностей не обойтись . Необходимо консолидировать все здравомыслящие силы педагогического сообщества в отстаивании необходимости урока ОДНКНР- твердо и решительно. У нас не так много времени (успеть бы в «последний вагон») Воспитанием , к сожалению, мало кто занимается . А результаты самоотверженной работы педагогов в области духовно- нравственного воспитания не проходят бесследно.Божией всем помощи!

  22. Формирование духовно-нравственной культуры школьников необходимо. Чаще всего именно школьный курс является для ребят той базой, на основе которой строится уже дальнейшее развитие самосознания, происходит духовное взросление. Тематика бесед разнообразна, формы работы позволяют сочетать культурологический и собственно духовный план преподавания предмета. Это очень важно, поэтому не вызывает сомнения актуальность предмета духовно-нравственной направленности и необходимость его наличия в учебном плане школы, причем не эпизодически, а на протяжении нескольких лет обучения.

  23. Я также поддерживаю мнение своих коллег! Урок ОДНКНР просто необходим нам! Очень важна преемственность в формировании духовно-нравственных ценностей, поэтому актуальность данного предмета несомненна!

  24. Бывая на школьных родительских собраниях, где обсуждаются вопросы о введении предметной области и предмета ОДНКНР, хочу отметить, что если раньше родители с какой-то опаской относились к подобным новшествам, то сейчас, как правило, понимают не только нужность, но и необходимость этих нововведений. Они в первую очередь ощущают «дефицит» нравственных качеств у своего ребёнка: доброты, милосердия, умения сопереживать . А исходя из опыта изучения предмета ОРКСЭ в начальной школе, могут сделать вывод, насколько это интересно, поучительно, полезно.

  25. В течение первых лет обучения в начальных классах азы изучения православных традиций позволяют добиваться положительной динамики уровня нравственного воспитания, расширять знания по основам православной культуры. Опыт впечатлений, знаний, который дети накопили за предыдущие годы, применяется в изучении предмета по учебнику Кураева «Основы православной культуры» в 4 классе. А дальше в программе существовал пробел. Теперь есть возможность на уроках ОДНКНР продолжать духовно-нравственное воспитание, начатое в начальных классах. Это ведет к способности самостоятельно определять свою линию поведения, ориентированную на совесть, моральные ценности и традиции. Было бы замечательно, если этот предмет преподавался и в следующих классах.

  26. Нужен ли урок ОДНКНР? Конечно, нужен! Почему? Потому что нация, не заботящаяся о своём будущем, вымирает, а начало этому — в безразличии к своим корням, к своей истории, к религии своего народа.У нас не будет здоровых детей, хороших семей, крепкого государства, когда в сознании общества нет стержня, опоры на прошлое той земли, на которой мы живём, той семьи, где были воспитаны. Где взять этот стержень? На уроках литературы, количество которых сокращено до минимума? Да, конечно, учителя стараются сделать свои занятия уроками «человековедения». Но почему же не дать развиться в полноценное растение тем нравственным росткам, которые взращены в начальной школе на ОРКСЭ?! Необходимо продолжить этот разговор в 5-ом и в последующих классах (вспомним о «трудном» подростковом возрасте, когда так нужна нравственная поддержка)?Может быть, тогда мы не увидим хамских надписей на свежевыкрашенных стенах домов, не прочитаем на центральной улице города на ресторане русской(!) кухни название на иностранном языке?! Может быть, тогда мы не услышим на улице или в транспорте сквернословия, не увидим сатанинских знаков на памятниках культуры, слёз брошенных своими детьми стариков, выкинутых на помойки младенцев… Сколько таких «может быть» таится за словами духовно — нравственное воспитание… Так почему же встал вопрос о том, быть ли уроку ОДНКНР? Конечно, БЫТЬ!

  27. Конечно, нужен отдельный предмет, направленный на формирование духовно-нравственных качеств личности и знакомящий с культурными традициями предков. В наше время, когда окружение и СМИ часто не в состоянии сформировать подлинно нравственные качества у детей,надеяться остается только на школу. Но предмет этот должен иметь не религиозную, а культурологическую направленность, на мой взгляд.

  28. Кеженов Николай Николаевич, член Союза писателей России, Смоленск

    Как дерево не может существовать без корней, так и общество — без духовно-нравственных традиций. Поэтому изучение Основ ДНК народов России не просто нужно, а необходимо. И не только в пятом классе, но и во всех последующих. Главное, чтобы нашлись хорошо подготовленные преподаватели, обладающие талантом не только «предметников», но и воспитателей. Хочется надеяться на дальнейшую поддержку школы Патриархом Кириллом.

  29. Урок ОДНКНР в школе нужен. Это однозначно. Если мы, педагоги, родители, да и Министерство образования, не безразличны к будущему наших детей, нашего государства, то мы поддержим идею о введении в 5-х классах и далее в среднем звене — обязательно- урока ОДНКНР. Общество сейчас много говорит о нравственности, но получается абсурдная ситуация: говорим одно — делаем другое. Боимся понятий нравственность, православие… У господ, боящихся введения урока ОДНКНР, хочется спросить: «А почему вы не боитесь эзотерики, сектантства, экстрасенсов?!» Вот уж где влияют на психику и определяют сознание и поведение человека! Недавно на телеканале НТВ озвучили цифру — 20 млрд. рублей наши граждане несут добровольно во всякие секты, экстрасенсам, непонятным целителям! В то время как уроки Православной культуры, ОДНКНР способствуют формированию мыслящей, по-настоящему свободной личности. Думаю, что одной из причин противодействия отдельных родителей введению курса ОДНКНР является их невежество в вопросах православной культуры. Следует объяснять родителям, каково содержание курса, цели, задачи, планируемые результаты.

  30. Основы ДНК народов России — важнейшая составляющая школьного курса. Урок необходим, т.к. нынешние пятиклассники — дети, в большинстве своем, «потерянного поколения» 90—х годов прошлого столетия, у которых нравственные позиции не успели сформироваться, либо утратились благодаря той вседозволенности и беспределу, которые царили в девяностые. Что они могут дать своим детям в части нравственности? Возмущение отдельных родителей зиждется на страхе, что их дети, став просвещенными в части нравственных устоев, будут им непонятны, могут от них отдалиться. Возможно, просвещая и укрепляя детей в патриотическом, православном, этическом и пр.аспектах, следует внеурочно поддерживать и родителей? Будет ли это разъяснительная работа или лекционный процесс, или какие—то совместные уроки с детьми — стоит поразмышлять — но родители и учителя должны идти в одном направлении. Нам необходимо «поднимать» Россию и сделать это смогут только нравственно здоровые личности

  31. К сожалению не только родители и чиновники, но и некоторые наши коллеги не понимают той колоссальной отдачи, которую дадут уроки ОПК и ОДНКНР. Невольно вспоминаются слова священника Петра Гурьянова: » Библию не разрешено читать в школах, но допускается и разрешено читать в тюрьме. Если бы дети могли читать Библию ещё в школе, многим из них не пришлось бы читать её в тюрьме». Прошу Вас дайте детям урок ОДНКНР!

  32. Лариса Михайловна, учитель иностранного языка

    Если вспомнить традиции школы России, в старые допетровские времена первостепенной задачей образования было воспитать Человека с большой буквы. То есть воспитать в человеке святость. Само слово «образование» происходит от понятия «образ» — «образ человека». Наше время, к сожалению, формирует личность, деятельность которой направлена на достижение эгоистичных целей: успешность, карьерный рост, повышение благосостояния, получение материальных благ. Не изобилует духовностью и общественная среда, СМИ, интернет. В этой связи можно вспомнить слова Аристотеля: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперед». Сегодня в школе, помимо основ наук, как раз необходимо преподавание духовных законов человеческой жизни. Именно урок ОДНКНР поможет вернуть к истокам нравственности и направить на путь духовного развития наше подрастающее поколение.

  33. Я очень хочу, чтобы мои ученики четвёртого класса, познакомившись с основами православной культуры, продолжили своё духовное развитие на уроках ОДНКНР в пятом классе. Да, родители сначала боялись слов «основы православной культуры». Я спросила их: «Уважать и заботиться о своих родителях — это плохо? Знать истоки своей культуры — это плохо?» Я объяснила родителям, что предмет имеет культурологическую направленность, никто не будет заставлять ваших детей падать на колени и молиться. Я расскажу им, что такое доброта и милосердие, любовь к ближнему и забота о нём, о православных традициях и праздниках. И вот результат : 100% родителей моих учеников выбрали модуль ОПК, а не светскую этику. Моим ученикам очень нужен урок ОДНКНР!

  34. Коллеги, согласитесь, только системная работа дает результат. Если мы начинаем важную работу в начальной школе на уроках ОРКСЭ, а потом возвращаемся к духовно-нравственному воспитанию на уроках только в 8 классе (на уроках ИПКЗС), то на весомый результат вряд ли приходится рассчитывать. На рассуждения скептиков, что как-то мы обходились без ОДНКНР прежде, хочется обратить внимание на изменения нашего мира. Поддержать и укрепить росток духовности , взращенный в 4 классе на ОРКСЭ, может именно ОДНКНР. Новое содержание материала, новые приёмы в работе с повзрослевшими на год детьми нацелены на продолжение духовно-нравственного становления наших ребят. Если мы не станем заниматься этим, то эту нишу может занять иное влияние, которое не всегда безопасно для еще не сформировавшегося внутреннего мира ребенка. Если мы называем себя педагогами, то именно нам и надо сопровождать детей по пути к нравственному восхождению. Государство дает нам эту возможность и мы приходим в 5 класс с пониманием своей миссии.

  35. Еще в феврале 2015 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предлагал Минобрнауки расширить курс «Основ религиозных культур и светской этики». Отведенных на него 34 часов недостаточно. В содержании образования недостает этой составляющей, которая могла бы помочь повысить качество образования по другим предметам — литературе, русскому языку, истории, искусству. Естественно, эта составляющая связана с самобытностью народа, с ментальностью, с глубинными основами отечественной культуры. Причины, провоцирующие все негативные явления в нашей жизни – это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров. Люди утрачивают смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда. И единственно реальный путь выхода из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого является Православие. Поэтому мы считаем, что введение предмета ОДНКНР в школах, как отдельного урока, просто НЕОБХОДИМО!!!

  36. В наших детях просто необходимо заложить фундамент НРАВСТВЕННОСТИ. Это очень важно для любого человека, для общества , для страны. Каждый разумный родитель, воспитатель, педагог хотел бы, чтобы у детей был сформирован духовно-нравственный стержень, от которого зависит дальнейшая жизнь человека, его судьба. Психика детей восприимчива. С раннего детства, со школьной скамьи нужно прививать лучшее, тягу к прекрасному, вечному. Предмет ОДНКНР необходим для того, чтобы в комплексе открыть путь к нравственному восхождению человека.

  37. Конечно, воспитание в школе необходимо и предмет подобный нужен. Но нагрузка на школьника тоже имеет свои пределы. Может быть, от какого-то уже имеющегося предмета стоит отказаться ради ОДНКНР?

  38. Я голосую за урок ОДНКНР, который помогает формированию общечеловеческих ценностей, продолжает освоение духовно- нравственной культуры, начатое в начальной школе. Не хочется, чтобы смоленские школьники были Иванами, не помнящими своего родства. Для меня очень важно, чтобы учащиеся знали православные праздники, продолжали на Пасху освящать куличи и яйца, в Крещение ходить в храм за святой водой и чтобы внутреннее содержание этих действий не становилось всё более туманным, как в одной притче.
    Один человек имел обыкновение вставать каждое утро ещё до рассвета, выходить на берег моря и на заре любил молиться Богу. Потом у него вырос сын. Точно так же, как отец,он поднимался рано утром до рассвета и выходил на берег моря встречать зарю. Но молитвы он уже не произносил.
    Но вот и у сына вырос свой сын. Как и у отца, у него тоже была привычка каждый день подниматься рано утром и выходить на берег моря. Только он уже не знал, зачем это делает…
    Если мы не хотим, чтобы наши потомки из поколения в поколение утрачивали драгоценные крупицы нравственности, мы просто обязаны воспитывать детей на уроках ОДНКНР.

  39. «Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: как учёные инженеры строят газовые камеры; как квалифицированные врачи отравляют детей; как обученные медсёстры убивают младенцев…Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу Вас: помогайте ученикам стать людьми. Чтение, письмо, математика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ» -Мне кажется, уважаемые коллеги, именно эти слова должны стать нравственным кредо для каждой школы сегодня. И если кто-то этого не понимает (на любом уровне: от учителя до директора), наверное, нужно делать выводы: а своим ли делом занимается человек? У нас на сегодняшний день есть «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, где чётко обозначено в ст.3 , что национальными интересами на долгосрочную перспективу являются «сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Это, извините, -не наши придумки. Это документ государственной важности, подписанный Президентом. И если кто-то этого ещё не понял и как будто застрял в 90-х, когда разгул разврата практически потянул за собой в пропасть государство, то этому человеку стоит объяснить , что он не прав. Ну не должно образование стоять впереди воспитания. Последние события всё больше и больше убеждают нас в этом. Школе необходимы инновации, но их не следует противопоставлять многовековым российским традициям, на которых, как на твёрдом фундаменте, основывалось духовно-нравственное воспитание школьников. Мы должны понимать, что новый предмет ОДНКНР предоставляет учителю большие возможности для этого. Но только в том случае,если это будет урок в системе.

  40. Я хочу поддержать предыдущий комментарий, который меня трогает до глубины души! Да, у нас много «образованных», купивших или действительно заслуживших свои дипломы. Но что мы видим на улицах города Смоленска: курящие на каждом шагу женщины и мужчины в татуировках, с банкой пива в руках. В кого превращается наше общество? Почему ещё недавно считающееся асоциальным поведение стало нормой? Ответ очевиден: мы забыли свои традиции! Жители России готовы отмечать Хэллоуин, День Святого Валентина, День благодарения, китайский новый год. Что-то нас сильно качает от Запада к Востоку. На новогодний праздник дарим друг другу «петухов» и «обезьян». Позор. Давайте детям расскажем о наших традициях. Я голосую за духовность. Нам действительно нужна система, в которой будет урок ОПК и урок ОДНКНР.

  41. Это изумительно. Только что прочитала интервью датской журналистки. «Сегодня Россия возвращается к христианству, тогда как Запад избавляется от него всеми возможными способами. В России христианство очень глубоко укоренено: в ее литературе, искусстве, культуре… Когда большевики пытались уничтожить его при помощи грубой силы, ценой миллионов жизней, оно все же подпольно, но выжило. Люди продолжали исповедовать веру тайно, совершали Крещения и иные таинства за «закрытыми дверями». Единственное, что сейчас может спасти Европу, это истинно духовное и, не побоюсь сказать, именно христианское возрождение на всем континенте. Такое возрождение сыграло огромную роль в «умирании» коммунизма в СССР и ГДР. Там люди тайно собирались в храмах, молились, выражали идеи, делились верой и тяготами…У нас больше нет семей, религии, даже пола…» Ибен Транхольм — известная датская журналистка пишет о том, как ненависть элиты Запада к христианству ослабляет и подрывает западную культуру. Она пишет о Швеции и Дании. В этих странах забыли свои исторические традиции. Давайте не дадим это сделать с Россией. Нам нужна система уроков ОДНКНР.

  42. Урок — это та форма учебного процесса, которая обязательна для всего класса. Внеурочная деятельность предполагает посещение по желанию. Духовно-нравственные ценности необходимы всем! Поэтому нам нужны именно уроки ОДНКНР.

  43. Уважаемые коллеги! Долгие годы правления атеистов сделали своё дело. Мы забыли, что значит быть православным. Мы с радостью слушаем и верим, что «вдова плакалась в лесу кукушечке, жалуясь на свою долю, после похорон мужа». Какая кукушечка? Православные люди не в лес ходили, а в храм , усиленно молились о душе покойного перед иконами! И такую ересь мы слышим на уроке. Нам нужно изучать наши традиции. И лучше на уроке ОДНКНР, который будут вести учителя, прошедшие специальную подготовку.

  44. Конечно, нужен отдельный урок. Раньше учителя этим занимались во внеурочное время. Не все ученики могли присутствовать на внеклассном мероприятии. А духовно-нравственное воспитание необходимо всем, поэтому и отдельный предмет нужен.

  45. Отдельный урок ОДНКНР должен продолжить уроки ОПК. Фундаментальное ядро ФГОС — духовно-нравственное развитие личности. Нам нужен урок ОДНКНР.

  46. Хочу поделиться наблюдением за современными учителями. Находясь на курсах в СОИРО, нам было предложено записать пожелания учителей, какими качествами должен обладать современный ученик. Все назвали: любознательность, честность, порядочность, отзывчивость, ответственность, добропорядочность, инициативность, открытость, дружелюбие, целеустремлённость, самостоятельность, толерантность, здоровье, патриотизм, аккуратность, послушание, милосердие.
    Мне страшно! На каком месте стоят духовно-нравственные ценности! Учителей надо готовить к тому, что процитировала Ю.В. «Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: как учёные инженеры строят газовые камеры; как квалифицированные врачи отравляют детей; как обученные медсёстры убивают младенцев…Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу Вас: помогайте ученикам стать людьми. Чтение, письмо, математика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ»
    А на своём ли мы месте, уважаемые коллеги? Мы имеем дело с душой маленького человека, а некоторые занимаются на уроках просто развитием ума, наполняя его формулами и теоремами.
    Нам нужен урок ОДНКНР.

  47. Галина П., учитель литературы и ОДНКНР стаж работы 37 лет

    «А на своём ли мы месте, уважаемые коллеги?» — не в бровь, а в глаз!. Если для нас в списке качеств, которые мы должны формировать у ученика, милосердие стоит на последнем месте, это заставляет задуматься о том, о чём спрашивает уважаемая Е.А. А ведь об этом размышляет и автор учебника «Родное слово» протоиерей Пивоваров Б.И. Именно с его учебником и нужно идти в 5 класс на УРОК «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Есть чему там поучиться и нам, уважаемые коллеги!

  48. Уважаемые коллеги в 5 классе обязательно нужен урок ОДНКНР. Форма урока является оптимальной для реализации данного курса. Большинство педагогов с этим согласно. Проблема здесь заключается больше в том, что школа не может приобрести в достаточном количестве учебники, которые могли бы помочь реализовать курс. А внеурочная деятельность всегда может дополнять урок, делая педагогическое воздействие более комплексным.

  49. Ускова БольшеОльга Владимировна, учитель русского языка и литературы, ОПК,стаж учителя 35 лет.

    Уважаемые коллеги, позвольте выразить не только моё личное мнение , но и мнение большинства педагогов Ярцевского района, реализующих предметную область ОДНКНР. Конечно, нужен только урок! Внеурочная деятельность, как бы плодотворно она ни проводилась, всё равно не может охватить в полном объёме всех детей..Знания о важной роли Православия в культурной, духовной и исторической жизни России являются обязательными знаниями для учащихся в соответствии с федеральным законодательством! А ничего лучше «урока» педагогика ещё не изобрела. Мы не против внеурочки, но это как дополнение к уроку.

  50. Валентина Николаевна, руководитель методического объединения православных педагогов, Монастырщинский район
    Единогласное решение всех педагогов района: ОДНКНР в пятом классе нужен! Нужен как отдельный предмет, без всяких интеграций, внеурочных занятий и т.п. Дети должны знать историю своего народа, русского народа. Ведь испокон веков значилось: православный — значит русский. И чтобы дети знали что хорошо, а что морально неустойчиво. Тогда, может быть, новые поколения будут серьезнее относится к созданию своей семьи, а соответственно повысится роль родителей. И даст Бог в России не будет брошенных детей при живых родителях.

  51. Ольга Владимировна, учитель начальных классов

    Ответ на опрос «Нужен ли в школе курс ОДНКНР?» не вызывает у меня раздумий. А разве можно приостановить путь духовно-нравственного формирования личности школьника на полпути?
    Ценностные установки курса ОДНКНР органично вписываются и в другие предметные области: в литературу, русский язык, обществознание.
    Уверена, что полученные знания — мощное противоядие в борьбе с безнравственностью и бездуховностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.